Концовка «Атаки титанов»
Об этом надо поговорить. Сразу скажу: я не считаю финал «днищем», как многие пишут. Идеальным тоже не считаю. Но история закончена. Давайте разберемся по пунктам. Ниже привожу основные претензии к концовке и разбираю их.
Эрен — беспомощный слабак
Да, в очередной раз. Нам с 1 сезона дали понять, что Эрен — слабый человек, в руки которого попала опасная сила. И впоследствии не раз это показывали. Можно возразить, что он через многое прошел за эти годы должен был стать мудрее и сильнее как личность, но этого не произошло. Так и есть. Но не для всех справедливо пресловутое What doesn't kill you makes you stronger. Особенно в таком возрасте. 19 лет — это все еще подростковый возраст.
Концовка «Атаки титанов»
Даже взрослые люди, которые оказываются перед лицом сложных жизненных решений, могут кидаться от крайности к крайности. И это нормально. Каким бы правым ты себя ни ощущал, есть ситуации, которые психика не в состоянии спокойно выдерживать. В АОТ же Исаяма попытался описать чувства юноши, принявшего решение истребить человечество. Такое никто не сможет выдержать, не дрогнув хотя бы раз.
Мне кажется, тот факт, что Эрен остался слабым человеком, сделало образ протагониста более приземленным и понятным каждому из нас. Возможно, это и не понравилось аудитории: Эрен все это время был обычным человеком.
Конечно, человек, много испытавший, выносливее, но ведь это оттого, что душа его помята, ослаблена. Человек изнашивается и становится трусливее от перенесенного. Он теряет ту уверенность в завтрашнем дне, без которой ничего делать нельзя; он становится равнодушнее, потому что свыкается с страшными мыслями, наконец он боится несчастий, то есть боится снова перечувствовать ряд щемящих страданий, ряд замираний сердца, которых память не разносится с тучами.
«Атака титанов» — все же сёнэн. Исаяма признавался, что образ Эрена давался ему сложнее всего, потому что он сам его не до конца понимал. Да и АОТ — это тайтл, который стоит выше отдельных персонажей. Важен мир, в котором они существуют. Для меня это, в первую очередь, история о противостоянии человечества за стенами и внутри стен и о том, что ненависть не может быть инструментом коммуникации или ответом на сложные вопросы.
Выбор Микасы
Здесь соглашусь, я тоже не понимаю, почему это важно. С этим пунктом у меня стойкое ощущение, что идею подбросили редакторы Исаямы. Не похоже на его личный почерк. Мангака утверждает, что сюжетную линию Эрена он планировал с самого начала, однако признает, что множество деталей вырисовалось в ходе развития сюжета. Что логично.
На самом деле Микаса действительно была рабом. И Эрен узнал об этом и понял, что ее чувства — лишь следствие инстинктов. Однако в конце Микаса смогла преодолеть токсичную привязанность к Эрену, оборвать его жизнь и понять, что на самом деле не любила его. Тогда тот факт, что Прародительница наблюдала за тем, что выберет Микаса, обрел бы смысл. И это бы сделало образ героини глубже и многограннее.
Микаса вела себя слишком радикально, когда речь заходила об Эрене. Причем это «помутнение» заработало в полную силу со 2 сезона. Когда Эрен сказал ей, что это из-за инстинкта Акерманов, это полностью ложилось в концепцию всего, что происходило раньше.
Путешествия во времени
Искренне считаю, что способность путешествовать во времени испортила нарратив. Многие сюжетные ходы не нуждались в том, чтобы быть частью этих путешествий и прекрасно ложились в исходную линию АОТ. Но нет, надо было придумать себе проблемы на голову.
Сильнее всего это ударило по истории смерти Карлы. Эрен много раз вспоминал, как она была съедена и во многом это дало ему мотивацию сражаться с титанами. История с тем, что протагонист стал причиной смерти своей матери — очень слабая и перекрученная.
Эрен подверг опасности друзей, дав им возможность остановить «Гул Земли»
Тут бы можно было бы придраться, если бы не одно «но»: протагонист сразу дал понять, что не станет ограничивать свободу воли товарищей. Да, он хотел защитить их, чтобы они жили долго. Но все же свобода выбора в его системе координат была превыше всего.
Я в этом вижу, скорее, плюс. Историю и сюжет все это время двигал не только Эрен, но и решения и выбор многих других персонажей. Было бы печально, если в конце только протагонист довел бы историю до конца. Это бы обесценило весь character development остальных героев.
На Парадиз все равно снова пришла война, все было бессмысленно
В АОТ несколько раз проговаривалась мысль, что войны на свете не закончатся, пока есть хотя бы два человека. Так уж мы устроены. Это в очередной раз показывает, что АОТ не страдает наивным идеализмом, как многие другие сёнэны. Никакая война, даже геноцид всего человечества за стенами не выступили бы гарантом того, что остров теперь навсегда будет в безопасности. В конце королева Хистория произносит верную мысль: «Наверняка получившийся результат — выбор не одного Эрена. <...> И нам решать, как извлечь пользу из этого мира без титанов».
Все так. Мир не крутился вокруг Эрена и его выбора. Жизнь так или иначе продолжилась, сменились поколения, а уроки прошлого забываются. Это закономерно, хоть и печально. Натурализм всегда был сильной стороной АОТ.
Отдельно хотела бы сказать вот что: «Атака титанов» — это уже произведение не одного Исаямы. Он много лет сотрудничает с «Коданся», которая выпускала мангу, и со студиями Wit и MAPPA. Когда речь идет о столь успешных проектах с коммерческой точки зрения, то это уже история не про одного человека. Над ней трудится целая команда, которая проделала титаническую работу за эти годы. Крайне странно обвинять одного лишь Исаяму.
Такие произведения появляются не часто. А там, где есть большая популярность, всегда много хейта
Еще видел мнение, что раз Исаяма извинялся, то сам понял, насколько плохой вышла концовка. Я считаю, что любые публичные заявления от автора популярнейшего тайтла современности жестко согласовываются с пресс-службой. Даже эти извинения вполне могли быть частью коммуникационной стратегии команды АОТ, которая столкнулась с неприятием концовки и шквалом критики в адрес Исаямы. Единственное, что можно сказать наверняка: мангака устал от своего же произведения и собирался закончить его еще в начале 2010-х.
Что по итогу
АОТ — цельная и многоуровневая история. Можно как угодно относиться к концовке или к другим сюжетным ходам, но эта история вне времени и рамок. Один из моих подписчиков в комментариях к этому посту дал отличное описание тайтла:
Мне АОТ запал в самое сердце как раз из-за регулярной смены ценностей и убеждений героев. Сначала одна философия, потом выясняется, какой-то факт предков, который меняет полностью на 180 градусов абсолютно всю картину мира, как внутренних тревог, так и общегосударственных стратегий. Это настоящая реальная проблема, каждого живого человека.
— и я тоже люблю эту историю по тем же причинам.
В целом, я думаю, что со временем столь резкое неприятие концовки ослабнет. «Атака титанов» — одно из сильнейших аниме, которое увидело свет в XXI веке.